В итоговом собеседовании по русскому языку 10 февраля 2021 года приняли участие 14,5 тысячи девятиклассников 337 школ Ленинградской области.
Школьники проходили собеседование по месту обучения в очном формате, дистанционно участвовали 35 человек.
Процедура хорошо знакома обучающимся и организаторам: для девятиклассников проведены тренировки, работники школ обучались на региональных вебинарах, проходили инструктажи.
Участники итогового собеседования выполняли четыре задания: чтение текста вслух и его пересказ (со вставкой в него предложенной цитаты), монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором-собеседником.
Председатель комитета образования Сергей Тарасов отметил значимость коммуникативной компетенции, проверяемой на итоговом собеседовании по русскому языку в 9 классе: «Умение внимательно слушать и грамотно выстраивать диалог с людьми – главный навык, необходимый в достижении поставленных целей, важнейшее условие для самореализации личности».
Задания вызвали живой интерес школьников и педагогов. Предлагаемые тексты для чтения – это рассказы о выдающихся людях нашей страны.
В одном из вариантов заданий собеседования нужно было прочитать и пересказать текст о русском и советском писателе Павле Бажове (1879-1950). Он наиболее известен как автор уральских сказов. И взрослые, и дети любят мультфильм «Серебряное копытце», читали сборник рассказов «Малахитовая шкатулка». Его книги переведены на десятки языков мира. В 2013 году уральские сказы Бажова вошли в список 100 книг, рекомендованных школьникам для самостоятельного чтения.
В другом варианте предлагался текст о педагоге Викторе Николаевиче Сороке-Росинском (1882–1960). В 1920 году Виктор Николаевич стал директором Школы трудового воспитания имени Достоевского (ШКИД). В школу принимали самых трудных подростков, которых Революция 1917 года и Гражданская война лишили дома. Эти дети выживали, побираясь, воруя, участвуя в бандитских налётах.
Сорока-Росинский в большей степени уделял внимание не физическому труду, а творческой, познавательной деятельности. Оказавшись в ШКИДе, бывшие преступники много учились, создавали журналы, вместе с педагогами ставили спектакли. Выпускники школы стали известными журналистами, писателями, режиссёрами, инженерами, военными.
Интересными были и вопросы собеседования, предлагавшиеся в заданиях для монолога и диалога: «Почему важно быть вежливым человеком?» «Для чего человеку нужна сила воли и как она помогает преодолевать трудности?».
Все предложенные темы соответствуют знаниям, жизненному опыту, кругу интересов, психологическим особенностям школьников подросткового возраста.
Ученица 9 б класса Гордова Софья средней школы №5 города Кингисеппа поделилась своими впечатлениями: «Сегодня 10 февраля 2021 года у нас прошло итоговое собеседование по русскому языку. В течение всего года мы готовились к этому мероприятию: читали, пересказывали, составляли тексты и вступали с учителями в диалог-беседу. Но особенно пришлось приложить усилия накануне Дня собеседования: потренироваться в пересказе текста, остальные задания были несложные.
Вспомнили и народные традиции: положили пять рублей под пятку, крикнули в окно «халява приходи».
Многие испытали и страх, и тревогу. Но из аудитории все вернулись живыми. Надеемся на хорошие результаты, ждём их.»
Учитель русского языка и литературы МБОУ «КСОШ № 5» Балашова Оксана Николаевна считает, что «Устное собеседование проведено успешно. Следует отметить, что волнение сказалось на результате собеседования.
Самой легкой показалась 2 часть, где нужно было составить монолог и диалог.
Во время выполнения 2 части заданий учащиеся держались непринужденно, вступали в диалог с собеседником; с интересом рассказывали о празднике и спорте.
Наиболее сложным оказался пересказ с введением цитаты. 2 минуты подготовки для пересказа недостаточно; у каждого свой темп освоения информации.
Учащиеся ответственно подошли к испытанию - собеседованию по русскому языку. А организаторы этого процесса создали доброжелательную атмосферу, это вселяло чувство уверенности.
Собеседование было проведено с соблюдением всех требований и рекомендаций».
Результаты - «зачет» или «незачет» - станут известны участникам не позднее 15 февраля 2021 года.
Для выпускников, получивших «незачет», либо не явившихся на собеседование по уважительной причине, предусмотрены дополнительные дни - 10 марта и 17 мая.
Успешный результат итогового собеседования является для девятиклассников допуском к выпускным экзаменам.